«Родителям тоже нужны объятия». Интервью с Евгенией Компанеец

    Евгения Компанеец — основательница Школы осознанного родительства «Большая Медведица». Мы поговорили о том, как проект помогает самым разным семьям, из чего он вырос и куда стремится. 

     — Евгения, что для вас осознанное родительство? 

    Осознанное родительство — это включение и понимание, что я делаю здесь и сейчас, что происходит со мной и с ребёнком. Это включённое сознание.

    Осознанное родительство для меня — возможность прислушиваться к себе и ребёнку, находить в себе нужные ответы, рассматривать разные мнения и источники информации, выстраивая наилучшую траекторию для себя и детей. 

    Для меня путь осознанного родительства — путь  сомнений и страхов, тревоги и волнений, возвращения к доверию себе, миру и своей интуиции.

    — Что делать, если чувствуешь, что до осознанного родительства пока далеко?

    Не переживать, не винить себя, двигаться с комфортной скоростью. Для многих родителей всё, что они делают с ребёнком — в первый раз. Опыта нет. Часто даже нет опыта с младшими братьями-сёстрами. Родителям непросто — много страхов, трудностей. Нет сил и времени на изучение вопросов, связанных с воспитанием. Ведь информации сейчас скорее слишком много, чем мало. 

    До декрета я работала детским психологом в начальной школе и детском саду. Несмотря на психологическое образование, знания и навыки, после рождения ребёнка чувствовала, что тону под ворохом мнений, книг, аудио, текстов. Было страшно ошибиться.

    Я справилась. Выплыла и уверенно расправила паруса. Захотелось использовать свои знания и опыт, чтобы помочь другим семьям.

    — И родилась Школа для родителей?

    Не сразу, но да. «Большая Медведица» началась шесть лет назад, как раз когда я была в декретном отпуске. В декрете я как будто оказалась в замкнутом пространстве. Казалось, мой мир уже не будет прежним. Не совпадающие с ожиданиями роды, сложные первые полгода, колики, диатез. В голове сотни вопросов, океан разнообразной информации вокруг и жуткий недостаток времени.  

    Спасало общение и желание помогать другим. Было удобно общаться и учиться онлайн, как и многим другим мамам. Сначала я вела колонку, писала для детско-родительского портала, но этого не хватало.

    Создала блог с тематическими онлайн-конференциями и приглашёнными спикерами: как справляться с «днём сурка», как расставлять приоритеты и успевать самое важное, что делать с чувством беспомощности и вины, как помнить о себе и своём ресурсе. 

    Потом мне стало тесно в онлайне. Когда ребёнок подрос и смог ездить со мной, я организовала встречи для мам. Мы объединились с партнёрами, и встречи переросли в большую и мощную Школу осознанного родительства «Большая Медведица». Это уже были не просто встречи для общения, а место, куда шли за знаниями и навыками.

    — Так сейчас работают бизнес-завтраки «Большой медведицы»?

    Да, бизнес-завтраки возникли через год после того, как сформировалось онлайн-пространство «Большой медведицы». Я очень хотела вернуться к офлайн общению! Трогать, слушать, смотреть в глаза. 

    Это живые и вдохновляющие встречи, на которые мама может прийти с ребёнком или без него. Здесь получают информацию, общаются, находят единомышленников, партнёров для запуска проектов, даже на работу устраиваются. 

    Иногда я приглашаю спикеров, которые ведут тематические обучающие семинары или мастер-классы. Чтобы на них попасть нужно записаться через социальные сети или по ссылке «живые встречи» на сайте «Большой Медведицы». У этих встреч всегда много вдохновляющих отзывов, так что мы не останавливаемся!

    Хочу наши вдохновляющие тёплые встречи в каждом крупном городе, чтобы любая мама могла туда прийти и получить поддержку и объятия. 

     — Почему именно «Большая Медведица»? 

    Представьте себе её… Такая устойчивая, мудрая, живая, полна сил и материнской принимающей любви. 

    Это такой тёплый и атмосферный образ сопровождения в родительстве. Я — «душа проекта». Для меня важно создать атмосферу, даже если это наши социальные сети, сайт или тексты онлайн. А на живых встречах тем более должно быть хорошо, на все вопросы нужно ответить, обо всех позаботится.  

    В фейсбуке у нас есть поддерживающая группа «На ручки. Обнимательная для родителей». Туда можно прийти и сказать: «Сегодня я накричала на ребёнка. Что же делать?». Родители могут делиться отчаянием, чтобы их поддержали, согрели, помогли. Если родитель не в ресурсе, он не сможет помочь ребёнку. Следуя правилам безопасности, мы помогаем мамам сначала обеспечить спасательной маской себя, а уже потом малыша. 

    Образ медведицы для меня именно такой — обнимающий и поддерживающий.

    Евгения Компанеец

     — С какими проблемами чаще всего к вам приходят родители?

    Общение — с ребёнком, внутри семьи, с мужем. Вообще внутрисемейные отношения: я с ребёнком, ребёнок со мной, отношения с самим собой. Это основной запрос. 

    К ним присоединяются и другие вопросы: здоровье ребёнка, образование, питание. Это целая азбука родительства, которую мы хотим реализовать в итоге.

     — Есть ли какая-то программа для женщины, которая только-только родила?

    У нас есть программы даже для тех, кто только готовится к родам. Там коротко о главном: грудное вскармливание, подготовка к материнству и новой роли в семье. Мамам перед родами нужна такая чёткая, краткая выжимка самого важного. Это всё им пригодится в первое время. Потом уже появятся конкретные запросы. 

    Запросы растут вместе с нами. Писали-писали про прикорм, а потом начинают сыпаться вопросы: «Ребёнку шесть лет, как его кормить, чтобы он был здоров?». Есть такой запрос — отлично! Сейчас уже почти доросли до подростков.

    — У вас лично есть какая-то тема-приоритет?

    Давно назревала непростая тема — послеродовые состояния у мам, в том числе депрессия и другие психические расстройства. Сейчас у нас важный цикл материалов о том как быть, если у мамы не возникает радость от своей новой роли и счастье от материнства. Как с этим справляться?

     — Что делать маме, которая подозревает у себя послеродовую депрессию? Как ваша школа может ей помочь?

    Сразу скажу — очень важно донести, что и у пап бывают острые состояния, в которых нужна помощь специалистов. Мы строим работу так, чтобы этот курс будущие мамы и папы, их родные, даже друзья, слушали ДО родов. Стелим соломку как можем. 

    Полезно послушать цикл «Мама и папа поломались», где мы подробно рассказываем о заболевании и как с ним справляться. Как выбрать специалиста, какого именно? Психолога или психиатра? Мы поможем определиться.

    Планируем создать базу доверенных специалистов. Это будет навигатор по всем видам помощи, онлайн и офлайн. Сейчас мы тоже делимся информацией, но получается немного разрозненно.

    — Как рождаются темы для циклов и встреч?

    Раньше больше шли от того, что нам интересно, о чём мы хотим поговорить. Сейчас отталкиваемся от аудитории. У нас очень живое сообщество и мы с ним тесно общаемся, чутко слышим запросы. Например, часто спрашивают как реагировать на крики и истерики ребёнка. Вот и тема уже. Под неё подбираем лучшего эксперта.  

    Наши интересы объединяются с интересами аудитории, которая пишет письма, просит: «Давайте уже про игру! Как играть с ребёнком? Мы уже хотим — у вас такого нет!».

    — Люди, которые создают «Большую Медведицу» — какие они?

    У нас есть один многодетный папа, остальные — мамы. У всех двое или трое детей. Все мамы работают из дома. 

    Можно сказать, что у нас социальное трудоустройство. Мамы сочетают работу с воспитанием и заботой о детях, о муже, о доме. Я болею за то, чтобы таких мам было как можно больше, и им не приходилось делать мучительный выбор — ребёнок или карьера. Хочу, чтобы они могли выбирать, поработать сейчас или обнять ребёнка, почитать ему. 

    Это не значит, что я за то, чтобы все мамы работали. Я за то, чтобы был выбор. 

    — А как вам самим удается совмещать родительство и работу в «Большой Медведице»? 

    Вопрос баланса для работающих мам в декрете и вне его очень важен. Часто или работа страдает — срываются графики, сроки, начинаешь работать ночью, рискуешь здоровьем, — или семья перестаёт тебя видеть. 

    Для меня важно уделять время и мужу, и детям, и чтобы проект не страдал. У меня дети без садика и школы, поэтому такой баланс — приоритет. Я знаю, что не смогу переделать всё, сколько бы задач у меня ни было, поэтому использую тайм-менеджмент. 

    Главное — ориентируюсь на реалистичную программу-минимум, а не на теоретический максимум. Сегодня моя программа-минимум такая: сделать звонок, написать письмо, ответить на вот такие сообщения. Минимум выполнила — прекрасно, я собой довольна! Могу переключиться на другой «фронт». 

    — Вам сразу удалось так выстроить работу? Что было самым сложным?

    Только ребёнок чуть-чуть подрос и может оставаться с бабушкой/дедушкой/няней, хочется работать по 10 часов! Прыгнуть в этот яркий разнообразный мир нового, забытого, жутко интересного!

    Важно не загнать себя  в этом процессе, иначе страдает сон, здоровье, семья и всё рассыпается. На таком подъёме очень важно себя тормозить и оставлять время для отдыха, ребёнка, мужа, друзей. 

    У меня были острые моменты, когда домочадцы слишком долго по вечерам видели только мою спину и явно назревал разговор с супругом. Были моменты, когда я слишком часто стала сбегать из дома на работу и баланс нарушился, когда к вечеру уже ничего не хотелось или очень нервничала, если сын не засыпал вовремя и быстро. Были переломные моменты пересборки себя и поиска ресурсов, разрешения себе просить больше помощи или взять временно помощницу по хозяйству. 

    Не скажу, что всё сейчас идеально, работа из дома с детьми — это всегда хрупкий баланс, но это и свобода, когда есть возможность делать осознанный выбор. 

    — Только в фейсбуке у «Медведицы» почти 90 тысяч подписчиков. Это очень ресурсозатратно. Что вас поддерживает? 

    Очень поддерживает супруг. Верит в меня. Когда-то именно он поддержал моё решение не выходить после декретного отпуска на прошлую работу, а продолжить свой собственный путь проб и ошибок (и достижений;). Супруг относится к моему делу с уважением, это очень важно.

    То, чем я занимаюсь, работой и не назовёшь — это моё любимое дело и, похоже, основное хобби. Я часто думаю: а что ещё можно назвать моим хобби? Может, чтение? 

    Я люблю читать, танцевать, путешествовать, черпаю силы от природы и телесных практик, даже если это только ходьба, а не любимый массаж :) 

    Сильный ресурс — отклик аудитории. Например, когда мы получаем сообщение: «Спасибо, что вы пишете! Мы с вами с рождения ребёнка, вы так нас поддерживаете». Такие отзывы трогают до глубины души. Сопровождать родителей — наша миссия.

     — Как вы планируете эту миссию реализовывать? Расскажите о планах.

    В каждом из направлений свои планы. В онлайне — новые циклы на темы, которых ещё не было, или которые раскрыли недостаточно чётко. Например, запрос «Как говорить с детьми о сексе?» встречается всё чаще. Мы понимаем, что одного вебинара мало, нужно делать цикл. Всегда актуальна тема ресурса у родителей, эмоций. Из новых тем — ключевые навыки родительства, речь, ведение семейного бюджета и пр. 

    Продолжим работать над навигатором специалистов. Будет больше материалов для мам, пап, бабушек по профилактике депрессии и других послеродовых состояний. 

    Работаем и над форматами. Не все смогут слушать вебинары — кому-то нужно прочитать, кому-то важно сразу получить чек-лист.

    Нам важно, чтобы у родителей  была возможность получить больше помощи бесплатно. Если мы когда-нибудь найдём благотворителя-спонсора, чтобы все наши запуски делать бесплатными, будем очень рады. Пока такой возможности нет. Есть зарплата команды, технические расходы, вознаграждение экспертам. 

    У нас много бесплатных материалов, с которыми можно работать здесь и сейчас. Вы их найдёте на сайте в разделе «Полезные материалы» и «Наши лекции — Бесплатно».

    Мне очень нравится словосочетание — выход есть. Хочу, чтобы у всех мам была такая мантра. В любой непростой или новой ситуации важно найти поддерживающее сообщество, чтобы не оставаться наедине с проблемой или «не просто усталостью». Верю, что «Большая Медведица» — одно  из таких безопасных мест силы и ресурса в русскоязычном пространстве.