Сензитивные периоды в развитии ребёнка

    Ни для кого не секрет, что дети развиваются очень быстро. Навыки, которые усваиваются в детстве, остаются с нами на всю жизнь, но главное — ребёнок способен «схватывать на лету». Невольно возникает вопрос: «как это у него получается?», ведь ребёнок осваивает всё сам, в процессе жизни, а не опирается на знания учителей.

    Ответ прост — это природа. Именно она позаботилась о том, чтобы от рождения и до шести лет ребёнок усвоил всё, что ему требуется для выживания. Движущей силой в это время является впитывающий ум (или впитывающий разум), а кроме этого — сензитивные периоды развития ребёнка. Понимание этих периодов приводит к пониманию раннего детства и созданию правильной среды для развития. К таким выводам и пришла в своё время Мария Монтессори, которая познакомила мир с развитием дошкольников и разработала свою педагогическую систему.

    Работая в клинике при университете, Монтессори заметила детей с нарушениями в развитии, которыми никто не занимался, все малыши были предоставлены сами себе. Тогда она начала разрабатывать свою педагогическую систему, и хотя ей удалось стать хорошим врачом, именно педагогика захватила её на всю жизнь. Монтессори считала, что дети нуждаются в развивающей среде, и каждый ребенок должен сам пройти путь человека в общество. 

    Так появилось понятие «сензитивный период» и сама педагогика Монтессори.

    Сензитивный период — это период, когда ребёнок интересуется деятельностью, которая требуется на определённом этапе его развития, и усваивает знания легко и радостно, а ещё — очень быстро.

    Есть несколько признаков сензитивного периода: малыш тянется к деятельности, повторяет её, не устаёт от неё, а даже испытывает неугасающий интерес, злится, если приходится эту деятельность прерывать, и радуется после её выполнения. Усвоение навыков происходит очень легко, а после — ребёнок охладевает к тому, чем занимался с таким рвением.

    Мария Монтессори в своё время не выявила конкретное число сензитивных периодов, но современные учёные имеют несколько мнений на этот счёт. Некоторые говорят, что периодов шесть, некоторые — что пять или четыре, и у каждого есть свои аргументы. Помимо числа периодов спорят и об их названиях, а также — о временных рамках.

    Наиболее популярно мнение о четырёх сензитивных периодах: 1) период восприятия порядка (с рождения до четырёх с половиной лет); 2) период развития и совершенствования движений (с рождения до четырёх с половиной лет); 3) период развития речи (с семи месяцев внутри утробы до шести-семи лет); 4) период развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до четырёх лет).

    В сензитивные периоды ребёнок фокусирует внимание на главном, на освоении тех навыков, которые требуются на конкретном этапе развития. Сензитивные периоды бывают у всех детей, и это не зависит от их пола, расы и культуры. Может лишь варьироваться время появления периода, его продолжительность и пик. При этом все сензитивные периоды временны. Так, сензитивный период развития языка длится с семи месяцев внутриутробного развития и до шести-семи лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до четырёх или четырёх с половиной лет. Когда же период заканчивается, малыш обязательно теряет интерес к той деятельности, что недавно сильно привлекала его.

    Родителям необходимо помнить, что в случае, когда тот или иной период был упущен, освоение тех же самых навыков уже не будет для ребёнка простым, ему придётся затрачивать гораздо больше времени и сил. И важно понимать, что ребёнок не осознаёт свои сензитивные периоды, а значит, не может и объяснить, почему ему хочется что-то делать (и что-то — не хочется). У него есть внутренняя потребность, и взрослым остаётся лишь принять это, а не злиться на ребёнка или мешать ему.

    Ключевую роль в развитии ребёнка играет окружающая среда. Монтессори отмечала, что если среда не позволяет ребёнку удовлетворить свою жажду обучения, деятельности, то ребёнку ничего не остаётся, как направить эту энергию в другое русло, зачастую — не в самое мирное. В своё время Монтессори смогла доказать, что дети, отстающие в развитии, на самом деле становятся нормальными и даже перегоняют сверстников, если им обеспечивают правильную окружающую среду. Так что когда ребёнок находится в том или ином периоде, то окружающая среда должна помогать ему, а не мешать.

    Все дети проходят через сензитивные периоды. Но только среда влияет на то, воспользуется ли ребёнок всей энергией, что дана ему от природы, или время будет упущено. Поэтому задача родителей и других взрослых — помочь ребёнку, создав нужную среду вокруг него, и обязательно поддержать его стремления. От этого будет зависеть его развитие и вся дальнейшая жизнь.