ТРИЗ-педагогика: креативить, изобретать и не только

    Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок не только обладал базовыми знаниями, но ещё умел мыслить логически и творчески. Помочь в этом сможет ТРИЗ-педагогика — уникальная методика, возникшая еще в 50-60-х годах прошлого столетия.

    Что такое «ТРИЗ-педагогика»

    ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни. Сама аббревиатура «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач».

    Методика возникла ещё в середине ХХ века. Её создателем был писатель-фантаст и ученый Генрих Альтшуллер. Он сам изобретал с самого детства, а когда повзрослел, то понял, что изобретателями не рождаются, а становятся. Для этого нужно знать определенные алгоритмы. Именно их он описал в своей книге «Третье тысячелетие» ставшей методологической основой для ТРИЗ.

    Для формирования сильного творческого мышления в системе ТРИЗ используются оригинальные методы:

    • «мозговой штурм» — нахождение большого количества идей и решений на одну заданную тему (или в течение определенного отрезка времени);
    • синектика — метод активизации детских знаний, основанный на подборе аналогий (личностных, прямых, символических, фантастических);
    • мнемотехника — система ТРИЗ-приёмов для упрощения запоминания и воспроизведения информации;
    • метод фокальных объектов — поиск новых творческих решений через ассоциативные ряды и перенесение ассоциаций на другие объекты (например, телевизор может быть портативным, а цветок ароматным, тогда как будет выглядеть портативный цветок и ароматный телевизор?);
    • метод каталога — создание сказок на основе их основных элементов (зачин — особое обстоятельство — запрет — нарушение запрета — действия врага — победа героя над врагом с помощью волшебного предмета или помощника — возвращение домой).

    Примеры задач по методике ТРИЗ

    Существуют целые дидактические пособия с задачами по ТРИЗ-методике. На занятиях они используются в зависимости от выбранного метода. Однако общая цель любых заданий — развить творческий потенциал ребёнка, активизировать его воображение, смекалку, познавательную активность и изобретательскую смелость.

    Например, такие задачи могут предлагаться для разных возрастов:

    • «Новый год закончился. Куда деть живые ёлки, оставшиеся на базарах?»;
    • «На Стеклянной планете дети пишут в стеклянных тетрадках на стеклянных досках. Что нужно сделать, чтобы буквы были видны?»;
    • «Перед вами карточки с тремя изображениями (яблоко, корова, река). Придумайте по ним сказку»;
    • «Почему когда идёт дождь — это одновременно и хорошо, и плохо?»;
    • «Керамическая кружка быстро нагревается, но так же быстро теряет тепло. Что можно придумать, чтобы не обжечься и чтобы напиток дольше оставался горячим?»

    Ведущие принципы ТРИЗ-педагогики

    ТРИЗ-педагогика строится на принципах, которые позволяют успешно организовывать процесс занятий.

    1.  Принцип свободы выбора. Нельзя навязывать ученику, как и чем ему заниматься. Ребёнок охотнее делает то, что придумал и предложил сам.

    2.  Принцип открытости. Ребёнку нужно показывать методику и приемы, но решать вопрос, находить пути решения, генерировать идеи он должен сам.

    3.  Принцип деятельности. Чем большее количество задач решает ученик, тем быстрее у него формируется привычка искать новое и тем быстрее количество перерастёт в качество.

    4. Принцип обратной связи. Учитель или наставник всегда должен контролировать процесс обучения, отвечать на вопросы. Не помогать, но подталкивать.

    5.  Принцип приоритета развивающей функции. Ученик должен сам стремиться к повышению своей результативности: без напора наставника или родителей.

    Преимущества системы ТРИЗ

    Для чего вообще нужна ТРИЗ-педагогика? Казалось бы, если ребёнок учится в общеобразовательной школе, знаний ему вполне достаточно. 

    Но представьте: подросток в возрасте 13-16 лет воспринимает биологию или физику не как ужасные предметы, а как увлекательные путешествия в мир загадок. Он может быстро разгадать фокусы самого Копперфильда, имеет развитое творческое чутьё и при этом склонен к техническому творчеству (созданию моделей, роботов, макетов и пр.). 

    А что, если таким будет не один ребёнок, но и все его друзья, одноклассники? Отличная перспектива — новое поколение, на которое можно положиться. 

    Именно развитием таких личностей и занимается система ТРИЗ. Она:

    • развивает у детей умение составлять описательные рассказы, сказки;
    • активизирует и улучшает психические процессы (память, мышление, внимание, концентрацию, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать);
    • помогает детям быстро ориентироваться в сложных жизненных ситуациях;
    • позволяет ребёнку изобретать и придумывать новое;
    • развивает нестандартное мышление, воображение, фантазию;
    • формирует эрудицию, самостоятельность, логику, речь, пространственное мышление.

    ТРИЗ-педагогика обладает обширным набором приёмов (более 100!) для решения разнообразных творческих задач, для анализа ситуации, для уменьшения трудоемкости и улучшения навыков детского прогнозирования. И если общеобразовательная школа формирует конкретные предметные знания, то ТРИЗ-система развивает умение их использовать в любой сфере и ситуации.