Мария Вальганова: «У наших учеников нет отвращения к процессу обучения»

    Мы продолжаем знакомить вас с людьми, которые связаны с детским и родительским миром. Сегодня у нас в гостях Мария Вальганова — основатель сети начальных школ «Smart School», многодетная мама и учитель. Мария рассказала нам о том, как проходит обучение в «Smart School», с какими трудностями могут столкнуться дети при переходе из государственной школы в частную и как ей удаётся совмещать родительство и насыщенную работу.

    Здравствуйте, Мария. Расскажите, как пришла идея организовать такую школу?

    Здравствуйте. Всё началось с того, что наша старшая дочь в 2014 году пошла в первый класс. Я долго и осмысленно выбирала для неё среду, подход и атмосферу, которая смогла бы, в первую очередь, сохранить психологическое здоровье, заложенные ценности и уделить должное внимание развитию социально-эмоционального интеллекта. Я нашла такую государственную школу с авторским концептом и прекрасным первым учителем. Но к середине второго года обучения я испытала первое разочарование: в первой половине дня, в самое эффективное для учёбы время, дети не в состоянии усвоить материал в полном объёме. Мои наблюдения подтвердили и научные исследования: только 5 человек в классе в среднем полностью усваивают материал. Мы говорим o здоровых нормальных среднестатистических детях. 

    В силу разных причин обучение в государственной начальной школе сейчас не соответствует требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу. В этот момент я начала искать возможности и изучать технологии, способствующие повышению эффективности образовательного процесса и мотивации каждого ребёнка. В этот год мне удалось организовать для дочери семейный класс для совместного обучения, и уже через год появилась наша первая школа — «Smart School» (Коммунарка).

    Какой девиз у вашей школы? Почему он такой?

    Девиз нашей школы — «Эффективное обучение без стресса». Мы прилагаем огромные усилия, чтобы учёба каждого нашего ученика проходила в психологически здоровом и увлекательном ключе. Это не значит, что в нашей школе сплошные игры и развлечения. Нет, их ровно столько, чтобы учебная мотивация ученика крепла, а его универсальные навыки развивались. Наши академические показатели достаточно высоки, чтобы утверждать, что мы добились эффективного образовательного процесса. Наши дети учатся в здоровом не ускоренном режиме, но при этом успевают пройти программу в соответствии с ФГОС.

    Как проходит отбор в вашей школе? Нужно ли обладать какими-то специальными знаниями и подготовкой, чтобы поступить в «Smart School»?

    Самый сложный для меня вопрос на данный момент. Каждой школе и педагогическому коллективу гораздо приятнее работать с самыми лучшими, успешными, мотивированными, так называемыми, сильными детьми. Огромное количество государственных и частных школ чётко выстраивают жёсткую селекцию при поступлении и потом гордятся результатами своих детей. Однако гораздо сложнее научиться работать со всеми: медленными и нетерпеливыми, творческими и замкнутыми. Поэтому при проведении вступительной диагностики наша команда, состоящая из нейропсихологов и психологов, пытается выявить потребности ребёнка и обсудить с семьёй возможные совместные стратегии для выстраивания более эффективного образовательного пути. Повторюсь, это нормальные здоровые дети, развивающиеся согласно возрасту, которые не обязаны быть тихими спокойными отличниками. Мы так же подробно общаемся с каждой семьёй с целью выявить общие ценности в воспитании и обучении наших общих детей.

    Расскажите подробнее про модель обучения в вашей школе?

    С самого начала работы «Smart School» мы пристально изучаем финскую образовательную модель, их успехи в работе с учителями и обучающимися. За последние 40 лет они сумели создать эффективную образовательную систему для всех детей, их школы дают равные возможности детям в столице и в отдалённых частях страны. Они делают упор на подготовку педагогов, умеющих работать с современными детьми, создают для них психологически здоровую образовательную среду и ежедневно повышают их мотивацию в учебной жизни. 

    Творческая образовательная среда, практико-ориентированный подход присутствуют в каждой нашей школе. Мы научились совмещать отработку жёстких навыков и интерактивные игровые занятия, которые просто необходимы детям в этом возрасте. Мы научились отбирать педагогов, исходя из наших ценностей и ориентиров. Мы неустанно учимся воспринимать каждого ученика целиком, обращая внимание на его сильные стороны и выстраивая стратегию по подтягиванию его слабых сторон.

    Часто ли после детского сада дети продолжают обучение в вашей школе? Или всё же многие стремятся пойти в обычную школу?

    Почти все выпускники дошкольного отделения «Smart School» идут в нашу школу. Эту преемственность мы несомненно стремимся усилить и развить. В нашем дошкольном отделении мы усиленно работаем над развитием социально-эмоционального интеллекта, учим детей взаимодействовать друг другом и со значимыми для них взрослыми. Мы много работаем над развитием эмоционально-волевой сферы, так как жизнь в школе всё-таки отличается от уклада в садике, и наши дети должны быть подготовлены к новому этапу своей жизни.

    С какими «детскими» трудностями вы сталкиваетесь? И как с ними справляетесь? Что предпринимаете если, например, ребёнок не хочет учиться совсем? 

    Все наши ученики разные, и мы всеми силами пытаемся поддержать право каждого на свои личные потребности и реализацию своих возможностей. В нашей школе дети любят учиться. Да, у всех разная скорость и разные способности, но каждый ученик идёт в школу с удовольствием. Сложность представляют дети, которые переходят в наши школы из государственной системы, их мотивация очень часто подорвана, а иногда убита на корню. Очень часто мы сталкиваемся с психологической травмой, которую им нанесли преподаватели старого формата, не готовые работать в современных условиях с детьми с учётом дифференцированного подхода в обучении.

    Вы сказали, что бывает сложно с детьми, которые переходят из государственной школы в вашу. С какими трудностями они сталкиваются, расскажите подробнее?

    При переходе в нашу школу из государственной системы мы видим определённые паттерны поведенческие, которые дети успели впитать и которые мешают им полноценно учиться. Бывает наоборот, когда прилежные ученики не способны мыслить критически и проявлять свои творческие способности. Одних нам просто необходимо привести в рамки, необходимые для полноценного учебного процесса, интенсивно работать с их эмоционально-волевой сферой. С другими мы наоборот работаем на освобождение полёта их фантазии, требуется некоторое время, чтобы они открылись и научились мыслить и давать интересные нестандартные решения, начали развивать дивергентность мышления. Золотая середина между этими двумя крайностями — наша главная задача.

    Как проходит работа с родителями в вашей школе и в саду? 

    Миссия наших школ создать полноценное сообщество из педагогов и семей, вместе с которыми мы растим наших общих детей. Невозможно однозначно разделить зоны ответственности за воспитание и образование наших учеников — это единый процесс, который мы можем сделать максимально эффективным, только работая сообща. Что конкретно мы делаем: максимально подробная беседа ждёт каждую семью при поступлении в наши школы и сады. Мы не готовы быть просто «камерой хранения» и платной услугой по предоставлению образовательных услуг «под ключ» под запрос родителей. Мы хотим работать в формате единомышленников, прикладывающих максимум усилий во благо лучшего будущего наших учеников. Помимо общих собраний для наших школьников, мы регулярно проводим индивидуальные беседы с нашими родителями: в специально отведённое время родители каждого ученика могут пообщаться с каждым педагогом индивидуально и подробно обсудить успехи и сложности своего ребёнка с глазу на глаз.

    А вот что точно не случится с ребёнком, если он будет ходить в вашу школу?

    Какой интересный вопрос. Повторюсь, что все дети разные. Кому-то отлично живётся внутри государственной школы, они достаточно мотивированы и способны, они умеют отбиваться от буллинга и чрезмерно авторитарных подходов в педагогике. Эти дети не травмированы. И это самое главное. Однако мы хотим создать другую систему, где дети находятся в центре образовательной модели, где они интенсивно учатся, но у них есть право чувствовать и осознавать свой ресурс. Поэтому наши ученики никогда не будут испытывать стресс от общения со взрослыми, у них не будет отвращения к процессу обучения, и они с удовольствием и интересом перейдут в среднее звено любой правильной школы.

    Мария Вальганова

    Вы — многодетная мама. Как получается совмещать работу и воспитание детей?

    Вы знаете, когда-то во время декрета (он получился у меня затяжной и длился целых семь лет) я мечтала найти для них идеальное образовательное учреждение и выйти на работу, не связанную с детьми. Но всё случилось иначе, и я рядом с ними практически круглосуточно. Они привыкли к моей роли директора и учителя на работе и роли мамы дома. Несмотря на мою колоссальную загрузку, я всегда нахожу время, чтобы побыть вместе с ними и полностью погрузиться в их реалии и интересы. Старшая дочь — подросток, немного начала выбиваться из нашей общей стратегии, но я верю, что и её мы сможем увлечь нашими общими интересами.

    А ваши дети учатся в вашей школе? Вы получаете от них обратную связь — что нравится, а что нет? Прислушиваетесь?

    Конечно, я спрашиваю всех детей нашей школы, что конкретно я могла бы для неё улучшить. Например, вместо валентинок в этом году я получила «Крик Души» от учеников 5-7 классов с конструктивными предложениями по улучшению их образовательного процесса. Мои родные дети не могут полноценно сравнить нашу школу с государственной. Дочь училась там очень давно, а младшие совсем не видели госсистему. Ежедневно я мониторю их настроение, их уровень нагрузки, отхождение от нормы сразу выливается в эмоциональное напряжение, которые я дома пытаюсь нивелировать. Они обычные умные среднестатистические дети, на которых можно равняться и корректировать процессы, как в начальной, так и в средней школе.

    Мы знаем, что помимо того, что вы многодетная мама, вы ещё и профессиональный путешественник. Как у вас получается всё совмещать, ведь работа и дети занимают очень много времени?

    Мы очень много путешествуем с детьми. Первый раз я оказалась с ними одна на отдыхе, когда самого младшему был год, и я резко осознала, что отлично умею отдыхать без лишних помощников и суеты. На отдыхе мы команда, которая учится слушать и слышать друг друга. В последние несколько лет «Smart School» устраивает регулярные детские лагеря на море — и для меня это теперь самый лучший вид отдыха. Мои дети где-то рядом с опытными вожатыми, я их не часто вижу, но им всем невероятно хорошо в команде друзей, а я организую и помогаю настраивать все административные и учебные процессы. 

    Что посоветуете мамам, которые хотели бы вести активный образ жизни — путешествовать с ребёнком? Есть у вас какие-то хитрости или лайфхаки?

    Несомненно, чтобы сохранить свой ресурс в декрете, молодым мамам необходимо стараться сохранить привычный образ жизни. Ходить в музеи, гулять по центру города, ходить по магазинам и, конечно, путешествовать. Все ограничения в нашей голове. И психологически здоровая мама гораздо важнее для ребёнка, чем стерильные условия пребывания в душной квартире под присмотром строгой бабушки, которая думает, что лучше всех знает, как воспитывать вашего ребёнка. Чувствуйте себя и вашего малыша — и всё будет лучше всех.

    Что или кто вас вдохновляет в работе?

    Меня вдохновляет моё дело. Ведь каждый день я прихожу в самую уютную школу делать самое важное дело по воспитанию и образованию нового поколения. Я работаю в дружной команде профессионалов, которые создают вместе со мной образовательную среду нового формата, с коллегами, которые научились читать мои мысли и проектировать лучшие решения для наших учеников и всего образовательного процесса.