Учимся читать по методу М. Монтессори

    Мария Монтессори — известный педагог. Она придумала методику, которая помогает детям, без помощи специальных букварей и пособий, с удовольствием и легко научиться читать с помощью взрослого.

    Маленьких детей сначала нужно научить писать, а вовсе не читать. Такие выводы Мария Монтессори сделала после многолетних наблюдений за детьми в своей школе. А поскольку круговые движения у детей получаются лучше, предлагается начать обучение именно с прописных букв. 

    Как это всё осуществить, мы расскажем в этой статье.

     1. Первые штрихи

    Для того, чтобы хорошо писать, у человека должна быть подготовлена рука. Поэтому монтессори-педагоги рекомендуют заняться штриховками и обводками.

    Когда дети обводят рамочки или штрихуют рисунки, они проводят линии во всех направлениях и разной длины. Именно это обеспечивает твёрдость пальцев и свободу движения кисти. Когда такая подготовленная рука возьмёт ручку для того, чтобы написать первую букву — скорее всего это получится очень легко. Самое приятное, что штриховать, раскрашивать и обводить все дети очень любят, поэтому будут делать это без всякого понукания.

    2. Буквы, которые можно выучить руками

    Если вы сделаете буквы из разных мягких материалов и предложите их ребёнку, это принесёт гораздо больший результат нежели запоминание на слух или зрительная память на картинки. Мягкие и пушистые буковки всегда радуют малышей, им нравится с ними играть и постепенно руками они запоминают абсолютно весь алфавит.

    3. Составляйте первые слова

    Если дети знают несколько гласных и согласных звуков, например, три или четыре, они могут сами приступить к составлению слов из своего рода складного алфавита. Поощряйте у ребёнка подобную деятельность, наверняка это увлечёт его.

    4. Напишите слово

    Теперь вы подошли к порогу правописания. Одни детки долго подбираются к письму, и только тогда, когда полностью готовы и освоены предыдущие этапы, они начинают писать не просто буквы, а целые слова, и может быть даже предложения. 

    Другие же наоборот любят писать буквы по-отдельности. Их захватывает и завораживает этот процесс. Как правило, дети, которые начали писать, делают это с огромным удовольствием и взрослым не требуется «стоять над душой» и заставлять ребёнка что-то делать.

    5. Читайте первые слова

    Письмо и чтение всегда идут рядом. Одно без другого немыслимо. Если ваш ребёнок научился сам составлять простые слова из букв, знает как они называются, может написать их, то и прочитать он их тоже сможет. Сначала он прочитает свои «каракули», ну а потом дело дойдёт и до печатного текста.  

    Чтение в игровой форме

    Всё, во что вы хотите поиграть с ребёнком, необходимо показывать ему перед началом игры и подробно объяснять. После того, как покажете всё сами — дайте волю ребёнку. Важно, чтобы родители не вмешивались в игру малыша на этом этапе.

    Ребёнок не должен уставать от игры. Не стоит заниматься, если вы видите, что малыш не в духе. Помните, что после каждой игры ребёнок должен сложить все картинки и буквы обратно в коробочку.

    Сочиняем сказки

    Малыши очень быстро увлекаются, но также быстро теряют интерес к игрушкам. Ваша задача сделать так, чтобы этот интерес не угасал. Вот ребёнок поиграл в буквы. Ему становится скучно. Придумайте историю путешествия! Пусть потеряется одна из букв, а остальные отправятся на её поиски. Организуйте приключения букв.

    Обводите пальцами ребёнка буквы и загадывайте подходящие пейзажи. Вот, например, буква М похожа на высокие горы, которые располагаются рядом с МОРЕМ, которое предстоит преодолеть нашим героям. Играя таким образом, составьте с малышом слово море.

    Методика Монтессори содержит множество упражнений для разного уровня подготовки. Мы подобрали для вас самые интересные.

    Упражнение «От точки к точке»

    Здесь мы развиваем мелкую моторику и продолжаем тренировать руку к письму.

    Нам потребуются картинки с точками на них, которые нужно соединить линией. Подойдут несложные картинки из детского журнала. Не обязательно вести линии в определённом порядке. Важно, чтобы ребёнок понял сам принцип.

    Упражнение «Шершавые буквы»

    Это упражнение помогает тактильно выучить алфавит и научит соотносить букву и её звук.

    Мы делаем буквы из различных материалов и наклеиваем их, к примеру, на картон. Цвет картона подбирается в зависимости от того, какой звук: гласный — красный или розовый, а согласный — синий или голубой. Также стоит разделить заглавные и прописные буквы.

    Ребёнок достаёт буквы из коробки, а мама показывает как её можно обвести пальцами, т.е. по сути как она пишется и называет её. Можно повторять движения вслед за мамой.

    Упражнение «Узнай буквы»

    Это упражнение — продвинутый уровень предыдущего. Ребёнок раскладывает буквы перед собой, закрывает глаза и пытается на ощупь определить, что за буква лежит перед ним и назвать её. После, всё также с закрытыми глазами, можно пытаться не просто назвать буквы, но и составить простые слова из них. Здесь необходимо, чтобы ребёнка контролировал кто-то из взрослых или других детей.

    Упражнение «Письмо на манке»

    Это упражнение развивает мелкую моторику и тренирует руку к дальнейшему письму. Нам потребуются наши тактильные буквы, и поднос с манкой, а также палочка.

    Ребёнок может поставить рядом поднос с манкой. Сначала он обводит пальчиками букву, а затем пытается нарисовать на манке пальцами. Когда получится пальцами, то можно попробовать палочкой.

    Упражнение «Слова и картинки»

    Основная цель этого упражнения научить ребёнка сравнивать слово, которым предмет называется и его изображение, а также развить навык интуитивного чтения.

    Для этого вам потребуется несколько наборов с карточками: в первом будут картинки, во втором слова, соответствующие картинкам из первого набора, а в третьем наборе картинка и слово будут объединены.

    Ребёнок раскладывает перед собой картинки и пытается подобрать к ним подходящие слова. А карточками из третьего набора он сам сможет себя проверить.

    Упражнение «Найди клад»

    На полосках вам необходимо простыми словами написать занимательные задания для малыша. Например, это может быть поиски спрятанного сокровища. За каждый найденный клад ребёнок может получать маленький подарок-сюрприз.