Василь Ярошевич: «Оставьте детей в покое!»

    Сегодня у нас в гостях Василь Ярошевич — преподаватель информатики и геометрии в «Новой школе». Поговорили с Василем о том, какие плюсы и минусы есть у онлайн-обучения, как такой формат работы повлиял на отношения между всеми участниками образовательного процесса, а также спросили о планах. Читайте скорее, получилось очень интересно!

    Василь, давайте начнем с того, какие у вас основные принципы в педагогике?

    Мне не очень нравится само слово принцип. Могу сказать, что всегда есть какой-то конкретный ученик и текущая ситуация, отталкиваясь от которой я так или иначе поступаю. Скорее, можно сказать, что у меня есть некоторые правила, но не принципы. Самое главное правило в работе для меня — это максимизировать самостоятельную работу ученика. Я считаю себя неким мотиватором, который должен сподвигнуть ученика заниматься. Эффект от обучения заключается именно в умении самостоятельно строить свою работу, а не в том, что тебе что-то там рассказали. 

    А как проходил переход на онлайн-обучение? Как скоро получилось провести урок по всем правилам после начала такого формата обучения?

    Как только было принято решение проводить уроки онлайн, мы сразу же начали встречаться с ученикам в таком формате. Никакого переходного периода у нас не было. Основные сложности были связаны с моделью взаимодействия с классом и с задачами, которые стояли перед классом. Нужно было чётко ответить на вопрос: что мы делаем и зачем? Мы на этот вопрос ответили, быстро освоились! 

    В онлайне я вёл два предмета: геометрия и информатика. И могу сказать, что задачи и формат этих предметов отличались друг от друга по подходу и по тому, как было реализовано преподавание. В геометрии у нас небольшой кусочек теории, в основном мы решаем задачи и обсуждаем эти решения, то есть у нас дискуссионная работа скорее. И если для меня было не сложно что-то написать на доске или планшете и продемонстрировать ученикам, то у них возникали сложности с этим. Они могли написать только на листочке, сфотографировать, отправить всем — и это занимало много времени. В итоге в геометрии формат работы был такой — я выдавал задачи, ученики их решали, мы обсуждали, но решение демонстрировал я. 

    Например, в рамках обычного класса я вижу всех — могу кому-то помочь, привлечь к работе тех, кто выпадает из образовательного процесса. В онлайне это сделать очень сложно. 

    Ещё одно ограничение, к которому привели онлайн-занятия — это роль домашнего задания. Каждый день ученики получают по несколько заданий, которые нужно выполнять. В итоге необходимо постоянно переключаться между ними, а это очень большой объём. Здесь всё постоянно провисало, потому что у детей нет привычки к тайм-менеджменту. От детей требуется большая организованность: нужно следить за тем, когда в процессе онлайн-урока домашнее задание появляется, когда оно проверяется и так далее. В итоге всё сводилось к некой фрустрации, то есть эти проблемы с домашним заданием возникли и решение у меня так и не нашлось.

    А как переход в онлайн прошел в информатике?

    Что касается информатики, на тот момент мы проходили программирование, критическое отношение к данным, работа с информацией, и здесь было несколько вариантов образовательного процесса. С одним классом у меня получилось организовать, можно сказать, проектную работу: они готовили самостоятельно презентации на свободную тему. Они проходили несколько этапов: сначала готовили план, потом обсуждали идеи, затем они показывали первую версию презентации — мы обсуждали, что получилось, что нет, и вторая версия презентация — дети работали над теми замечаниями, которые они получили. У каждого был кусок собственной работы и много работы с одноклассниками, когда дети обсуждали свои презентации. Этот формат был интересен детям, так что мы весь период самоизоляции с ним и прожили. Если ребёнок выполнял свою часть работы, то никакого прессинга не было, что он должен ещё что-то предоставить. В таком режиме детям очень понравилось работать.

    После того, как в школе был объявлен новый режим работы во время самоизоляции, нам предложили несколько вариантов: либо давать задания и встречаться с детьми раз в неделю, либо проводить уроки в онлайн-режиме в формате видеоконференций. Формат «выдать задание-встречаться раз в неделю» я сразу отверг, так как я бы потерял связь с классом. Поэтому я решил проводить видеоконференции: иногда мы работали более интенсивно, но меньше по времени, иногда более размеренно, но дольше. 

    Плюс ко всему, информатика в старших классах не является профильным предметом, поэтому я старался минимизировать нагрузку. Большинство наших уроков проходили в формате дискуссии, обсуждали то, с чем дети сталкиваются каждый день, а также говорили о роли IT-технологий в современном мире. Кроме этого, был блок работы с Википедией, и вот что интересно: на онлайн-уроке детям оказалось сложнее работать с ней, чем это было в прошлом году на оффлайн-уроке. 

    Основная моя задача была в том, чтобы минимизировать прессинг заданий на ученика и максимизировать дискуссионную работу. Я попытался предоставить им возможность высказаться, быть услышанными, что очень важно, когда нет живого общения.

    Как вы считаете, повлиял ли переход в онлайн на взаимоотношения между педагогами, учениками и родителями?

    Здесь я отвечу не как учитель, а как родитель. Эти  два с лишним месяца я прожил в одной квартире вместе со своими сыновьями — школьниками. И могу сказать, что да, повлиял на взаимоотношения учеников и родителей. На время режима самоизоляции получилось так, что родители и дети оказались заперты в одном пространстве на продолжительное время. И если раньше школа для учеников была зоной для самореализации, без контроля родителей, то тут они эту нишу потеряли. Родители стали контролировать всё, и ребёнок потерял, можно сказать, собственный мир. 

    Что касается родителей и педагогов, то теперь родители стали свидетелями образовательного процесса, они смогли увидеть, как проводятся уроки, что преподают их детям, появилось больше прозрачности.  

    Не могу сказать, что это общее наблюдение, но лично для меня могу отметить, что просела коммуникация между учителями. Когда у тебя весь день идут конференции, то под конец дня уже нет никакого желания вписываться в другие онлайн-встречи с коллегами. Раньше то, что можно было решить между делом коротким разговором в учительской, теперь требовало отдельных усилий.

    Как вы считаете, какие личные качества важны для успешной работы педагога?

    Харизматичность, последовательность, логичность и, самое главное, честность. Только в этом случае возникнет доверие между учеником и преподавателем, которое сделает процесс обучения более эффективным.

    Василь, расскажите пожалуйста, какой самый интересный проект у вас получилось реализовать со школьниками в последнее время?

    Было несколько таких проектов. Один из них, когда класс готовил презентации на свободные темы. Дети выбирали очень интересные темы, и их было много. Например, про эмпатию, про традицию наблюдения за цветением сакуры, про ошибку выжившего и другие. Благодаря этим темам в процессе презентации дети получали ту самую поддержку от класса, которая помогла им преодолеть психологический дискомфорт. 

    В 11 классе были интересные обсуждения про идеи собственных стартапов, которые предлагали ученики. Здесь моя задача была обратить их внимание на роль ИТ-технологий в современном мире и в текущей ситуации глобальной неопределенности. Много говорили о том, что стоит сделать, чтобы жизнь стала комфортнее. Один из проектов учеников — сделать бота, который на протяжении дня присылает тебе сообщения о том, какой ты молодец и что у тебя всё получится.

    Эти проекты вроде бы и по информатике, а по факту про жизнь!

    Как вы считаете, что нужно знать каждому подростку о вашем предмете?

    Информатика — это отражение изменяющегося мира. Понимание и знание информатики позволяет самому быть участником изменения мира, а не только сторонним наблюдателем.

    Василь, а как вы относитесь к смартфонам на уроке? Они мешают или, может быть, есть какие-то способы использовать такую гаджетоманию во благо учебного процесса?

    На мой взгляд, они мешают. Их использование усложняет понимание учебного материала и вредит образовательному процессу, внимательность снижается. Гаджеты незаметно для ученика отвлекают от учёбы. Конечно, мы можем как-то использовать гаджеты во время урока: много концепций, которые мы можем обсуждать на примере электронных устройств, и это помогает пониманию некоторых вещей. Я предлагал ученикам играть в игру 2048 для того, чтобы они выучили степени двойки. Или например, было обсуждение мобильных игр и их успешности. Или разговор о данных, которые собираются с помощью мобильных телефонов, а на их основе производятся очень удобные сервисы. Мы обращаемся к гаджетам, но при этом я считаю, что работа с ними должна быть за пределами урока. 

    Как учитель вы о чём-то мечтаете? Есть у вас какие-то планы?

    Конечно, я мечтаю о том, что когда-нибудь учёба для всех учеников станет интересной, будет привлекать. Хочется, чтобы дети приходили на уроки для того, чтобы что-то узнать, а не потому что этот урок есть в расписании. 

    С развитием информационных технологий будет снижаться нагрузка на учителя. В первую очередь, я вижу, что педагог перестанет рассказывать материал: будут подготовленные уроки, с которыми дети смогут ознакомиться самостоятельно. 

    Безусловно, мечтаю о том, что школа откажется от предметности в том виде, в котором есть сейчас. Онлайн-обучение показало, что переключаться между уроками так, как это происходит в оффлайне — это невозможно для мозга. Такой формат совершенно нерабочий для восприятия. 

    Надеюсь, что изменится нагрузка: потому что 8 занятий по 5 дней в неделю не дают возможности для самостоятельной и проектной работы ученика. Я считаю, что такой работы должно быть больше и она не должна быть второстепенной по отношению к обычным урокам. 

    Что бы вы хотели сказать родителям учеников? 

    Оставьте детей в покое! (смеётся — прим. редакции). Нужно дать детям возможность проявлять самостоятельность, потому что обучение, навязанное извне, неэффективно.