Для ребёнка совершенно естественно фантазировать, иногда создавая в своём воображении целые миры. Но стоит ли беспокоиться, если ребёнок придумывает персонажей, утверждая, что это его новые друзья? Попробуем разобраться.
Статистика сообщает, что у более чем половины детей от 3 до 8 лет есть воображаемые друзья, причём они могут быть как «невидимками» — персонажами книг или компьютерных игр, так и одушевлёнными предметами вроде игрушек, предметов одежды и интерьера. Чаще всего дети сами говорят о том, что этих друзей в реальности не существует, и это всего лишь часть их продуманной игры.
Зачем нужна воображаемая компания?
Появление воображаемых друзей не означает, что с самоощущением ребёнка что-то не в порядке или что он пытается это компенсировать, уходя в мир грёз. Если раньше такая точка зрения была популярной, то сейчас, в последние 20-30 лет, наличие воображаемого друга считается вариантом нормального развития — такие компаньоны скорее помогают ребёнку.
Часто дети выступают в роли наставников для своих вымышленных подопечных и, таким образом, учатся за кем-то ухаживать. Ребёнок проявляет игровую активность, обретает новые и полезные в будущем навыки, учится справляться со стрессовыми ситуациями, советуясь с придуманными героями и получая возможность посмотреть на ситуацию со стороны.
Иначе говоря, ситуация такова, что воображаемые друзья появляются в жизни ребёнка тогда, когда ему необходимо реализовать через них какие-то потребности, а исчезают, когда их задача считается выполненной. Так что не спешите бить тревогу — скорее всего, с вашим ребёнком всё в порядке, и вы даже можете подыграть ему, тоже поверив в существование волшебного друга.
В каких случаях всё же стоит беспокоиться?
Бывают, конечно, такие ситуации, в которых наличие воображаемых друзей может свидетельствовать о наличии у ребёнка психического расстройства. В данном случае воображаемый друг может вести себя негативно и токсично, навязывать ребёнку плохие мысли или заставлять его делать то, что он делать не хотел бы. Если вы слышите от ребёнка что-то подобное, то здесь не обойтись без помощи специалиста — психолога или психиатра.
В ситуации здоровой психики воображаемые друзья возникают у детей с живым воображением и сверхвозбудимостью. Здесь важно не препятствовать детским полётам фантазии и не пытаться брать контроль над воображаемым другом — помните, что ребёнок в этом мире главный, потому что сам его придумал.
Воображаемый мир ребёнка может стать отличной возможностью получше узнать о том, что творится в его голове, стать к нему ближе, наладив контакт ненавязчивыми вопросами и неподдельным интересам к фантазии ребёнка.
Кто знает, возможно, именно в вашей семье растут новые Роулинг или Толкин!