«Я буду сам!» Учим ребёнка самостоятельно играть

    Не у всех родителей хватает сил, чтобы круглосуточно играть с ребёнком. Даже у мам и пап должно быть время на отдых, а тут малыш ходит хвостиком: «Мааам! Поиграй со мной! Построй мне башню из игрушек. Давай слепим слона из пластилина? Давай, давай, давай!».

    Что же делать, если ребёнок требует компании и не может занять себя сам? Оказывается, этому малыша можно научить, если следовать некоторым правилам и советам.

    Правило №1: Показывайте пример

    Как известно, дети любят подражать взрослым. Поэтому мамам и папам достаточно личным примером показать, что проводить время наедине с собой — вовсе не скучно, а очень даже приятно и интересно. Например, можно читать книгу за чашкой кофе или заниматься каллиграфией. 

    В это время можно дать ребёнку полистать книгу с красочными иллюстрациями или предложить ему сделать аппликацию, пока вы сами вырисовываете китайские иероглифы.

    Правило №2: Обезопасьте детей

    Одно из основных правил обучения самостоятельной игре — детская безопасность. Нередко дети не могут играть в одиночку именно из-за страха отдалиться от мамы или от пугающей тишины. Но заглядывать в комнату к ребёнку через каждые 30 секунд — тоже плохая затея. Так малыш будет думать, что быть одному — в самом деле очень опасно. Если же волнения не беспочвенны, лучше остаться в одной комнате с ребёнком и придумать ему какое-то занятие.

    Следующий шаг — ограничение. Для обеспечения детской безопасности обозначьте границы. Допустим, документы, деньги, коробку со швейными приспособлениями и «вон тот папин ящик» трогать нельзя. Остальное — можно (конечно, речь не идет о младенцах, которые всё тянут в рот). Так ребёнок поймёт, что посмотреть мамины украшения в шкатулке — очень интересное занятие! А ещё можно разложить вокруг игрушечные чашки и тарелки из сервиза или соорудить шалаш из пледа и подушек. 

    Правило №3: Задайте импульс

    Многим детям просто необходим некий импульс, чтобы начать что-то делать или включить воображение. Как ненавязчиво и без напора подтолкнуть малыша? Иногда достаточно просто вытащить из комода старую шляпу, накладные усы и выпускное платье — и вот уже возрастает шанс, что ребёнок захочет принарядиться или пошалить! Можно разложить перед сыном или дочерью игрушки, чашки и книжки и попросить его придумать историю со всеми этими предметами. В следующий раз, вероятно, ребёнок самостоятельно полезет в комод, чтобы повторить игру.

    Правило №4: Предупреждайте, когда уходите

    Если ребёнок не играет один из-за страха, каждый раз, когда выходите из комнаты (отнести чашку, помыть руки), предупреждайте. Важно не только предупреждать, но и выполнять обещанное. Если вы сказали, что вернётесь через минуту, то обязательно возвращайтесь. 

    Если мама или папа уходит неожиданно, ребёнок пугается сильнее, чаще контролирует родительское присутствие. Но если он будет понимать, что родитель рядом, просто ненадолго ушёл, ему будет проще занимать себя на время отсутствия мамы или папы. 

    Постепенно ребёнок привыкнет, и тогда расстояние можно увеличивать, чтобы отлучаться на более длительное время.

    Правило №5: Расширяйте детскую сферу деятельности

    Если не допускать ребёнка ко всему интересному, то не удивительно, что ему всегда скучно. Лучше всего поощрять детскую инициативу и не препятствовать, если он вдруг придумает для себя занимательное занятие (даже если это просто наблюдение за мухой, ползающей по стене).

    Не стоит постоянно одёргивать ребёнка, делать ему внушения. Расширьте детскую сферу деятельности, позволив его воображению и фантазии работать! Если он хочет прыгать в луже — пусть прыгает, если хочет любоваться червяком на земле после дождя — на здоровье.

    Правило №6: Искореняйте из себя аниматора

    Родителям не нужно быть массовиками-затейниками 24/7. Так вы лишаете ребёнка раскрытия его творческой жилки. Достаточно быть рядом, а не бросаться развлекать детей сложными перформансами и театральными постановками. 

    С детьми стоит больше разговаривать: задавать вопросы, просить объяснить какое-нибудь явление или выполнить задание (нарисовать моржа в гостях у бабочки, найти в квартире десять предметов красного цвета и пр.).

    Вообще, как показывает практика, если дети сытые и «закрыли» потребность в общении (поговорили с мамой и папой, обсудили дела в детском саду), то, скорее всего, дальше они сами найдут, чем себя занять.

    Правило №7: Меняйте арсенал игрушек

    Много игрушек — это вовсе не блажь, а отличный педагогический инструмент. У ребёнка всегда должен быть свободный доступ к разным вариантам игр: конструкторы, плюшевые зайцы, кубики, куклы, экскаваторы, водяные пистолеты, игрушечные пианино. 

    Не обязательно выдавать всё сразу. Очень полезно разделить арсенал игрушек на несколько частей и оставить только одну (остальные можно убрать на балкон или в кладовку). 

    Для чего это нужно? Даже «старым» игрушкам дети обрадуются, как «новым», потому что ещё не успели надоесть. Во-первых, происходит смена детских впечатлений, а во-вторых, с таким огромным выбором «новенького» сын или дочь точно найдёт себе занятие по душе в гордом одиночестве.

    Правило №8: Больше читайте вместе с детьми

    Чтение не только развивает фантазию и подпитывает воображение, но и формирует у ребёнка здоровый интерес к окружающему миру и даже усидчивость. 

    Не стоит забывать, что очень важно поддерживать детскую концепцию «я сам». Поэтому как можно чаще хвалите малыша, который пытается что-то сделать самостоятельно. Отлично замечать его стремление к независимости, отмечать его попытки проявить фантазию, почитать или поиграть одному.