«Я себе не нравлюсь»: как помочь ребёнку принять себя

«Я себе не нравлюсь»: как помочь ребёнку принять себя

Многие взрослые в детском и подростковом возрасте ощущали себя гадкими утятами: уши оттопырены, нос картошкой, широкие щиколотки, низкий рост… Да всё, что угодно! Теперь мы можем вспоминать те ситуации со смехом и снисхождением, но когда собственный ребёнок подходит и говорит, что не в восторге от своей внешности, уже не до веселья. Откуда берётся это ощущение и как помочь ребёнку себя принять?

Почему дети себя не принимают

К сожалению, по-прежнему телевидение, шоу-бизнес или СМИ транслируют нам идеальную, по их мнению, картинку, задача которой не осчастливить кого-то, а чаще всего продать.

Так формируются опасные стандарты красоты. Если человек им следует или гонится за ними — в обществе это воспринимается нормально, но если он их не разделяет — часто порицается. К сожалению, услышать фразу «Я толстая и уродливая» можно чаще, чем «Я очень интересная и милая».

Эти стандарты дети впитывают с детства, поскольку с самого рождения они находятся в круговороте рекламы, медиа, социального одобрения или неодобрения («Вот бы ей похудеть», «Вот будь он повыше ростом…», «С такой густой косой она станет завидной невестой»). Всё это формирует у ребёнка установку, что именно социально одобряемые внешние параметры определяют счастье, успех в жизни или удачу.

Способы борьбы с комплексами и непринятием себя

Конечно, повлиять на общество родители не смогут, но вот повлиять на самооценку и самовосприятие им вполне под силу. Мы нашли целых семь способов поддержать ребёнка в такой ситуации.

Способ №1: Личный пример
Если ребёнок изо дня в день слышит, как мама или папа критикуют собственную внешность («Опять поправилась, скоро ни в одно платье не влезу», «Какая ужасная у меня лысина»), то он, скорее всего, позаимствует от них установку, что внешность — это самое главное жизни.  Поэтому, в первую очередь, все слова и фразы, обращенные в негативном ключе к собственной внешности, должны исчезнуть из словарного запаса родителей.

Способ №2: Книги-помощники
Бывает, что родители не совсем понимают, с какой стороны подойти к ребёнку с поддержкой и с чего начать объяснения. И с этим прекрасно справятся книги, не только специализированные, но и художественные. Однако не рекомендуется просто оставлять ребёнка наедине с ними (если он сам этого не просит). Оптимальный вариант — читать их вместе, обсуждать, рассуждать, думать, дискутировать.

Вот такие издания позволят поговорить с детьми о своём теле, внешности и проблемах самопринятия:

Способ №3: Формирование иных ценностей
Родителям следует акцентировать внимание ребёнка не на внешности, а на других ценностях. Можно сказать: «Твои внешние данные вовсе не определяют тебя как личность, и вообще у нашей внешней оболочки имеются свои конкретные функции. Ты не обязан(а) радовать чей-то взор, просто потому что когда-то кто-то вдруг решил, что худоба/высокий рост/миниатюрная стопа — это, по его мнению, красиво». Личные качества — вот что по-настоящему важно.

Способ №4: Обсуждение информационного поля
Родители чисто физически не способны оградить детей от инфополя. Но важно не ограждать ребёнка от разного информационного шума, а подробно объяснять несостоятельность таких «идеалов» и поощрять ребёнка формировать и высказывать собственную точку зрения. Например, всем известно, что в рекламе используется фотошоп и цветокоррекция, что многие «стандарты» чисто физиологически невозможно достичь, а каноны красоты меняются с космической скоростью. И правда, вдруг через 200 лет красивым будет считаться отсутствие ушей? Предложите детям исходить не из общепринятых стандартов моды, а из личного ощущения собственного комфорта и пожеланий.

Способ №5: Отказ от объективизации
Старайтесь не поддерживать обсуждение внешности людей и не связывайте чужие внешние данные со счастьем, здоровьем, успехом. Не только потому, что ребёнок будет впитывать эти установки и воспроизводить их в своей жизни, а потому, что эти вещи в самом деле никак на связаны.

Способ №6: Эмпатические реплики
Если ребёнок жалуется на свою внешность, то не обязательно тут же бросаться его переубеждать. Иногда детям нужно совсем не это! Вряд ли дочь или сын поменяет своё мнение только потому, что папа или мама скажут: «Отличные у тебя зубы, и вовсе не кривые!» Да и звучит такое зачастую очень искусственно.

Порой дети нуждаются в банальном сочувствии: чаду нужно проявить свою слабость, выплакаться, выговориться, прожить свое переживание, выразить его. В такой ситуации можно использовать эмпатические реплики: «Я могу представить, как тебе плохо и больно», «Можно я тебя обниму?», «Могу я для тебя что-нибудь сделать?»

Способ №7: Воспитание позитивного восприятия
Сделать это можно с помощью интересного психологического приема — создания списка качеств, которые ребёнок в себе любит. Предложите чаду создать такой список из 10 пунктов («я артистичный», «я весёлый», «я умею слушать», «я хорошо танцую», «я легко завожу друзей»). Каждый месяц к перечню можно добавлять ещё несколько пунктов.

Такой простой самоанализ позволит ребёнку сосредоточиться на своих достоинствах. Лишнее подтверждение, что от внешности они совсем не зависят!

Психологи заметили, что чаще всего желание человека изменить что-то в своей внешности совершенно не связано с самим «недостатком». Что это значит? Ребёнок хочет не просто похудеть, поменять цвет глаз с серого на зелёный или подрасти на 15 сантиметров. Он хочет стать более уверенным в себе, привлекательным для противоположного пола или, например, вписаться в новую компанию. Дочь или сын искренне могут считать, что в этом лучшим помощником станут значительные перемены в собственной внешности. Поэтому первые шаги мам и пап должны быть направлены именно на повышение самооценки ребёнка, помощь в решении его внутренних проблем и формирование критического отношения к стандартам красоты.

В случае, если есть необходимость и вы не справляетесь самостоятельно — обязательно обратитесь к психологу.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно