Аутизм — это особенность развития, которая наравне с синдромом Аспергера входит в понятие «расстройство аутического спектра» (РАС). Аутизм характеризуется сложностями в социальном взаимодействии, в коммуникации, а также поведенческими особенностями ребёнка. Эти три пункта (общение, разговор, поведение) принято называть «триадой нарушений», поскольку они включают в себя весь спектр трудностей, которые могут испытывать дети с аутизмом. При этом индивидуальные проявления варьируются в зависимости от возраста ребёнка, формы аутизма и других факторов.
Почему рождаются дети с расстройством аутического спектра?
Точные предпосылки рождения детей с аутизмом до сих пор не выявлены. По результатам исследований, основной фактор — наследственный, обусловленный нарушениями в коре головного мозга у предыдущих поколений. Также учёные считают, что к аутизму могут приводить ионизирующее излучение, инфекции, приём психотропных лекарств в период беременности.
Можно ли вылечить аутизм?
Поскольку общая причина возникновения РАС у малышей не выявлена, специализированного лечения тоже не существует. Аутизм — это пожизненное состояние.
Как проявляется аутизм в социальном взаимодействии?
Проявления аутизма в социальном взаимодействии детей могут быть разными: нетипичное социальное поведение, затруднения в формировании или поддерживании сложных межличностных взаимоотношений.
Например, ребёнок может:
- стремиться дружить с другими детьми, но иметь сложности с выстраиванием контактов;
- взаимодействовать с коллективом, но не делиться своими эмоциями, впечатлениями;
- не соблюдать дистанцию по отношению к окружающим;
- не понимать, что нужно вести себя по-разному с друзьями, незнакомцами.
Как проявляется аутизм в коммуникативно-речевой сфере?
Нарушения в этой области затрагивают не только саму речь как говорение, но и все способы коммуникации: вербальные и невербальные.
Например:
- речь ребёнка может быть малоразвитой;
- ребёнок может использовать речь только для того, чтобы описать свои нужды и потребности;
- ребёнок может разговаривать свободно, но иметь сложности с трактовкой смысла сказанного;
- многие слова, фразы ребёнок может понимать слишком буквально, метафоры для него непонятны или сложновоспринимаемы;
- интонации, тон речи других людей ребёнок может не улавливать;
- ребёнок может неправильно понимать или использовать жесты, мимику, другие невербальные сигналы;
- он может разговаривать монотонно;
- у ребёнка могут возникать сложности со сменой очереди в беседе;
- ребёнок может задавать одни и те же вопросы.
Как проявляется аутизм в поведении и мышлении?
Основные проявления мыслительно-поведенческой сферы — низкое социальное воображение ребёнка, дефицит гибкости мышления, наличие ритуального поведения, зависимость от рутинных действий. Ролевые игры, требующие богатого воображения, в жизни такого малыша могут отсутствовать;
Ещё ребёнок может:
- реагировать отрицательно на перемены в режиме, распорядке или если какие-то правила не соблюдаются;
- соблюдать определённые схемы и ритуалы;
- иметь сложности с разделением фантазии и реальности.
Помимо триады нарушений, дети с аутизмом могут иметь:
- специальные интересы;
- повышенную тревожность и ранимость;
- затруднения в координации движений;
- нарушения моторики и сенсорного восприятия;
- перепады настроения;
- тягу к организации, планированию, выстраиванию, упорядочиванию предметов, действий;
- сложности с питанием (к примеру, бедный рацион из-за тяги только к определённым продуктам или блюдам).
Почему ребёнок иногда закрывает уши, прищуривается или негативно реагирует на запахи?
У детей с аутизмом эти действия связаны с сенсорными проблемами. Многие малыши с РАС имеют повышенную чувствительность к таким внешним раздражителям, как запахи, свет, звуки, температура, вкус, поэтому они их блокируют. Другие дети с аутизмом наоборот могут иметь пониженную чувствительность — в этом случае они требуют дополнительной стимуляции органов чувств. Нередко дети колеблются между этими состояниями.
Что такое «центральное согласование»?
Центральное согласование — процесс, с помощью которого все стимулы, поступающие в головной мозг, согласуются между собой и связываются. Благодаря этому процессу человек может сравнивать, извлекать смысл, анализировать, проводить аналогии.
У детей-аутистов центральное согласование ослаблено. Именно по этой причине ребёнок может иметь трудности с пониманием событий, с узнаванием местности с непривычного ракурса, с перенесением навыков из одной сферы в другую, с объединением деталей в единое целое.
Что означает «модель психического»?
Модель психического — концепция, благодаря которой человек в состоянии толковать мысли, эмоции других людей. Эта способность лежит в основе коммуникации, однако у детей с РАС эта способность либо слабо развита, либо развивается только к подростковому возрасту. Из-за этого ребёнок может быть неспособен предугадывать чужое поведение, планы, намерения. У детей с аутизмом иногда возникают сложности с ответами на вопросы в разговорах или при размышлениях о своём поведении.
Какие уникальные особенности есть у детей с РАС?
Дети-аутисты могут интересоваться точными и творческими науками (математика, астрономия, зоология, музыка, ботаника, информатика): они логичные мыслители, однако абстрактное восприятие у них ограничено. Многие дети обладают великолепной памятью на фактическую информацию (даты, цифры, имена), детали.
К кому обращаться родителям при подозрении аутизма у ребёнка?
Для диагностики аутизма лучше не ограничиваться одним врачом. При подозрении РАС у ребёнка рекомендуется обратиться к психиатру и неврологу для составления полной клинической картины.