Здоровье: аутизм — ответы на вопросы

Здоровье: аутизм — ответы на вопросы

Аутизм — это особенность развития, которая наравне с синдромом Аспергера входит в понятие «расстройство аутического спектра» (РАС). Аутизм характеризуется сложностями в социальном взаимодействии, в коммуникации, а также поведенческими особенностями ребёнка. Эти три пункта (общение, разговор, поведение) принято называть «триадой нарушений», поскольку они включают в себя весь спектр трудностей, которые могут испытывать дети с аутизмом. При этом индивидуальные проявления варьируются в зависимости от возраста ребёнка, формы аутизма и других факторов.

Почему рождаются дети с расстройством аутического спектра?

Точные предпосылки рождения детей с аутизмом до сих пор не выявлены. По результатам исследований, основной фактор — наследственный, обусловленный нарушениями в коре головного мозга у предыдущих поколений. Также учёные считают, что к аутизму могут приводить ионизирующее излучение, инфекции, приём психотропных лекарств в период беременности.

Можно ли вылечить аутизм?

Поскольку общая причина возникновения РАС у малышей не выявлена, специализированного лечения тоже не существует. Аутизм — это пожизненное состояние.

Как проявляется аутизм в социальном взаимодействии?

Проявления аутизма в социальном взаимодействии детей могут быть разными: нетипичное социальное поведение, затруднения в формировании или поддерживании сложных межличностных взаимоотношений.

Например, ребёнок может:

  • стремиться дружить с другими детьми, но иметь сложности с выстраиванием контактов;
  • взаимодействовать с коллективом, но не делиться своими эмоциями, впечатлениями;
  • не соблюдать дистанцию по отношению к окружающим;
  • не понимать, что нужно вести себя по-разному с друзьями, незнакомцами.

Как проявляется аутизм в коммуникативно-речевой сфере?

Нарушения в этой области затрагивают не только саму речь как говорение, но и все способы коммуникации: вербальные и невербальные.

Например:

  • речь ребёнка может быть малоразвитой;
  • ребёнок может использовать речь только для того, чтобы описать свои нужды и потребности;
  • ребёнок может разговаривать свободно, но иметь сложности с трактовкой смысла сказанного;
  • многие слова, фразы ребёнок может понимать слишком буквально, метафоры для него непонятны или сложновоспринимаемы;
  • интонации, тон речи других людей ребёнок может не улавливать;
  • ребёнок может неправильно понимать или использовать жесты, мимику, другие невербальные сигналы;
  • он может разговаривать монотонно;
  • у ребёнка могут возникать сложности со сменой очереди в беседе;
  • ребёнок может задавать одни и те же вопросы.

Как проявляется аутизм в поведении и мышлении?

Основные проявления мыслительно-поведенческой сферы — низкое социальное воображение ребёнка, дефицит гибкости мышления, наличие ритуального поведения, зависимость от рутинных действий. Ролевые игры, требующие богатого воображения, в жизни такого малыша могут отсутствовать;

Ещё ребёнок может:

  • реагировать отрицательно на перемены в режиме, распорядке или если какие-то правила не соблюдаются;
  • соблюдать определённые схемы и ритуалы;
  • иметь сложности с разделением фантазии и реальности.

Помимо триады нарушений, дети с аутизмом могут иметь:

  • специальные интересы;
  • повышенную тревожность и ранимость;
  • затруднения в координации движений;
  • нарушения моторики и сенсорного восприятия;
  • перепады настроения;
  • тягу к организации, планированию, выстраиванию, упорядочиванию предметов, действий;
  • сложности с питанием (к примеру, бедный рацион из-за тяги только к определённым продуктам или блюдам).

Почему ребёнок иногда закрывает уши, прищуривается или негативно реагирует на запахи?

У детей с аутизмом эти действия связаны с сенсорными проблемами. Многие малыши с РАС имеют повышенную чувствительность к таким внешним раздражителям, как запахи, свет, звуки, температура, вкус, поэтому они их блокируют. Другие дети с аутизмом наоборот могут иметь пониженную чувствительность — в этом случае они требуют дополнительной стимуляции органов чувств. Нередко дети колеблются между этими состояниями.

Что такое «центральное согласование»?

Центральное согласование — процесс, с помощью которого все стимулы, поступающие в головной мозг, согласуются между собой и связываются. Благодаря этому процессу человек может сравнивать, извлекать смысл, анализировать, проводить аналогии.

У детей-аутистов центральное согласование ослаблено. Именно по этой причине ребёнок может иметь трудности с пониманием событий, с узнаванием местности с непривычного ракурса, с перенесением навыков из одной сферы в другую, с объединением деталей в единое целое.

Что означает «модель психического»?

Модель психического — концепция, благодаря которой человек в состоянии толковать мысли, эмоции других людей. Эта способность лежит в основе коммуникации, однако у детей с РАС эта способность либо слабо развита, либо развивается только к подростковому возрасту. Из-за этого ребёнок может быть неспособен предугадывать чужое поведение, планы, намерения. У детей с аутизмом иногда возникают сложности с ответами на вопросы в разговорах или при размышлениях о своём поведении.

Какие уникальные особенности есть у детей с РАС?

Дети-аутисты могут интересоваться точными и творческими науками (математика, астрономия, зоология, музыка, ботаника, информатика): они логичные мыслители, однако абстрактное восприятие у них ограничено. Многие дети обладают великолепной памятью на фактическую информацию (даты, цифры, имена), детали.

К кому обращаться родителям при подозрении аутизма у ребёнка?

Для диагностики аутизма лучше не ограничиваться одним врачом. При подозрении РАС у ребёнка рекомендуется обратиться к психиатру и неврологу для составления полной клинической картины.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно