Зефирный эксперимент над детьми: правда или ложь?

    Способны ли дети контролировать свои желания? В поисках ответа на этот вопрос психолог Уолтер Мишель из Стэнфорда провёл эксперимент, который стал знаменитым на весь мир и получил название «зефирный» (оригинальное название «MarshmallowTest»). В нём приняли участие сотни детей, возраст большинства из них составил 4–5 лет.

    Тестирование проводилось в комнате без излишеств, только стол и стул. Ребёнку предлагали сделать выбор: съесть зефирку прямо сейчас или подождать некоторое время и потом получить ещё одну. Учёные следили за ходом эксперимента через специальное прозрачное зеркало. Наблюдать за детьми было довольно занимательно. Одни съедали зефир сразу. Другие пытались всеми силами себя сдержать — крутились на стульях, закрывали глаза руками, трогали зефир, но, в конечном счёте, сдавались. Только треть участников смогли выдержать испытание и дождаться двойного вознаграждения.

    Зефирный эксперимент
     

    Результаты «Зефирного эксперимента» были опубликованы в 1972 году. Однако, история получила неожиданное продолжение. Уолтер Мишель случайно узнал, что дети, удачно прошедшие сладкое испытание, учились лучше других. И тогда учёный вместе с командой специалистов решили продолжить исследование. 

    Психологи следили за судьбой детей более 40 лет. Группа тех, кто получил второй зефир, преуспевала во всех сферах. Напрашивался вывод, что способность откладывать удовольствие и контролировать свои желания имеет решающее значение для успеха в жизни. 

    Стоит ли серьёзно относиться к этим выводам? Неужели успех зависит от детской выдержки? Психологи считают, что результаты эксперимента нельзя трактовать таким образом. Во-первых, Мишель периодически менял условия проведения теста и отследил результаты не всех детей. Во-вторых, современные исследователи провели ряд подобных экспериментов и выявили интересные закономерности. Так, при создании условий, вызывающих чувства спокойствия и надёжности, дети ждали вознаграждение в 4 раза дольше, чем те, кто ощущал неуверенность и беспокойство.

    Возможно дело в простом доверии. Если ребёнок верит взрослым, чувствует себя в безопасности, то он готов подождать. Нет смысла повторять зефирный эксперимент в домашних условиях. Лучше направить свои усилия на построение доверительных отношений в семье, быть открытым и честным со своим детьми, предоставлять им возможность самостоятельно принимать решения, обсуждать с ними чувства, эмоции и переживания. И тогда, через десятки лет, вы сможете точно выяснить — стал ваш ребёнок успешным или нет.