Жить дружно: психология отношений между старшими и младшими детьми

Жить дружно: психология отношений между старшими и младшими детьми

Как правило, с детьми-погодками у родителей не возникает проблем в плане взаимодействия: одни книги, одни игрушки, похожие интересы. Но если между детьми заметная разница в возрасте, недопонимания возникают чаще. Как создать здоровый микроклимат в такой семье?

Роли старших, средних и младших детей в семье

Несмотря на то, что большинство родителей стараются воспитывать детей одинаково, различий не избежать. Связано это с распределением детских ролей, с возрастом и особенностями характера. Можно выделить типичные черты старших, средних и младших детей.

1.  Старшие дети. Нередко на старших детей возлагаются заботы о младших братьях или сёстрах. Поэтому они ответственны, серьёзны. Частой проблемой старшего ребёнка является страх не оправдать родительских ожиданий. Бывает, что они слышат от родителей фразу «Ты же старший! Ты должен уступать!» Психологи говорят, что старшим детям свойственна чувствительность и драматичность поведения — ведь теперь внимание родителей сосредоточено на младшем ребёнке.

2.  Средние дети. Специалисты утверждают, что именно средним детям приходится больше остальных бороться за родительское внимание. Нередко они затрудняются в самоопределении (ведь они одновременно и старшие, и младшие). Чаще всего у таких детей снижена мотивация в достижении целей, ведь у них нет привилегий как у старших или младших.

3.  Младшие дети. У младших малышей свои особенности, ведь они никогда не были «травмированы» рождением младшего брата или сестры. По результатам исследований психологов, именно младшим прощается больше и среди них больше родительских любимцев. Требования мам и пап к ним тоже снижены. Главная трудность младшего ребёнка может быть связана с самодисциплиной и принятием решений, так как обычно рядом был кто-то опытный (папа, мама, брат), принимающий решения за него. 

Ошибки и трудности

Ссоры, склоки, конфликты между детьми — все это подрывает здоровую атмосферу в семье. Родителям следует разобраться с самыми важными моментами, чтобы найти правильный подход к старшим и младшим детям.

Для чего нужно личное пространство
Право на независимость и обособление есть у каждого ребёнка. Это не значит, что необходимо срочно покупать шестикомнатную квартиру. Однако у каждого ребёнка в семье должен быть свой угол, спальное место, рабочее пространство. Если дети живут в одном помещении, можно сделать зонирование, чтобы границы каждого из них не нарушались и чтобы они могли побыть наедине со своими мыслями.

То же самое касается вещей. У каждого из детей есть свои игрушки, книги, которые принадлежат только ему. Не нужно наседать на детей с требованием делиться. Ребёнок имеет полное право не уступать, когда дело касается его «собственности».

Экономия
Старший ребёнок вырос, и вещи, по традиции, переходят младшему. Правильно ли это? Когда вопрос экономии стоит особенно остро, другого выбора нет. Но психологи рекомендуют не впадать в крайности. Экономия — это отлично, но злоупотреблять ею не стоит. В конце концов, младший тоже имеет право выражать себя и носить то, что ему нравится, а не то, что досталось «по наследству».

Для этого не обязательно обновлять малышу гардероб каждый месяц. Но новые вещи и личные принадлежности у него обязательно должны быть.

Прочь сравнения
Одна из типичных родительских ошибок — постоянное сравнивание детей. Сравнивая их между собой («Учишься кое-как, а вот твоя сестра школу с золотой медалью окончила!»), родители загоняют в угол ребёнка и заставляют его буквально ненавидеть брата или сестру.

Конечно, от сравнений иногда не уйти. Но и делать это следует корректно: хвалить ребёнка можно, не обесценивая его опыт, чувства, достижения, не ругая его за неудачи или промахи. Например, вместо «Твой брат красиво пишет, а ты как курица лапой!» можно сказать «Твой брат красиво пишет, а у тебя хорошо получается решать примеры в столбик.»

Чувства и желания — превыше всего
Здоровые отношения в семье строятся на внимании к чувствам друг друга. Поэтому нельзя обесценивать переживания своих чад. Не нужно говорить старшему «Уступи, он же младший!» или младшему «Ты ещё маленький!»

Покажите детям пример того, как можно называть и принимать чувства — свои или чужие.

Вопросы ответственности
Вопрос ответственности — один из ключевых в процессе воспитания разновозрастных детей. Часто при рождении малыша половина забот ложится на плечи старшего: «Погуляй, убери, проводи, покорми, посиди, присмотри». Да, первенец стал старшим, но это не значит, что он перестал быть ребёнком. Не делайте из старшего чада ещё одного родителя. Он тоже нуждается в родительской любви, заботе и внимании. А главное — он нуждается в счастливом и здоровом детстве. Чтобы любовь старшего к новорождённому не сменилась злобой и раздражением, мамам и папам важно помнить, что забота о детях — только их зона ответственности. 

Старшие и младшие дети — это не два противоборствующих лагеря, а отдельные личности, к которым необходимо найти свой особый подход. И цель родителей — обеспечить им комфортную жизнь в семье с гармоничными, поддерживающими, заботливыми отношениями.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно